Новости

НЕ КАРТИНКОЙ ЕДИНОЙ ЖИВ КИНОПЛЕКС…



Как говорили знающие люди, важнейшим из искусств для нас является кино. С этим трудно не согласиться, учитывая уровень его воздействия на сознание зрителя. Сегодня киноиндустрия превратилась в источник огромного количества удовольствий, которые можно получить в одном месте: развлечься, посмотреть кинофильм, поглощая попкорн, поиграть в игрушки, утолить голод и т.п.

Чтобы зрители радостно и, главное, активно расставались со своими деньгами, владельцы кинотеатров или крупных моллов, располагающих кинотеатром, активно привлекают мультимедиа, в частности, новые звуковые решения. Что необходимо учитывать заказчикам таких проектов и почему временами непросто выбрать нужный звуковой формат для кинотеатра, – рассказывает директор по развитию бизнеса компании Harman в России Сергей Троцкий.

ATMOS к нам приходит…

В строительстве кинотеатров сегодня доминируют преимущественно два подхода. Первый и оптимальный: когда строится отдельный киноплекс, возможно, в составе мега-молла. В этом случае можно предусмотреть все архитектурные особенности, грамотно выстроить звукоизоляцию, правильно направить потоки посетителей и сделать так, чтобы всем было комфортно: сформировать целую инфраструктуру для покупок и отдыха. Второй подход: кинотеатр создается на базе старого ДК или зрительного зала. В силу объективных причин он более распространен в регионах и имеет ряд естественных ограничений.


Как бы то ни было, заказчик современного кинотеатра, как правило, понимает, за что берется, поэтому выступает скорее как инвестор, нанявший профессионалов. Последние же обустраивают пространство, контролируют все этапы строительства, грамотно располагают залы, занимаются техническим оснащением и т.п. И самый первый вопрос, который встанет перед интегратором такого проекта, в каком формате будет предоставляться будущий контент?

Сегодня существует несколько возможных форматов. Первый, на мой взгляд, самый перспективный – это Dolby Atmos, система объемного звука. Далее, наряду с традиционным Dolby Surround различных модификаций, существует еще многоканальный стандарт Barco Auro и долгое время существовавший почти вне конкуренции стандарт IMAX. Однако с появлением 4К-проекции он начал сдавать позиции.

Конечно, кинотеатр – это, прежде всего, картинка, однако без соответствующего звука она не возымеет желаемого эффекта. Практика показывает, что формула успеха таких проектов складывается из правильной пропорции площади и качества картинки, а также нужной громкости и частотного баланса. И именно эта формула делает звуковой стандарт Atmos привлекательным. Он серьезно отличается от традиционного многоканального звука, поскольку теперь наряду с настенными или заэкранными громкоговорителями, появляются потолочные, причем их довольно много: в зависимости от аппетитов заказчика и бюджета, можно установить до 128 громкоговорителей на потолке. Если в современном кинотеатре стандартный набор – 5 каналов (центральный, левый, правый, правый задний, левый задний и канал низкочастотных эффектов LFE), то система ATMOS предполагает до 128 таких каналов – в результате чего достигается более точное позиционирование звука.

Купол. Вертолет. Девушка.

При том, что картинка в кинозалах остается той же – 2K, 4K, 3D или IMAХ, звуковая картинка изменилась принципиально, поскольку теперь гул вертолета, звон разбитого стекла, скрежет рушащихся конструкций мы будем не только слышать, но и ощущать прямо над своей головой. Первый кинотеатр ATMOS уже открыт в Москва-Сити.


Все эти новшества привели к тому, что сегодня серьезно повысились требования к производителям акустических систем. Если в старом пятиканальном формате основную работу выполняли заэкранные системы и сабвуфер, то теперь большая часть работы ложится на потолочные сарраунд (surround) системы в самом зале. И, наряду с большим количеством источников звука, необходимо также, чтобы он был реалистичным. Кроме того, логично возникают новые требования к безопасности конструкций, кронштейнам, углам их раскрытия (чтобы один громкоговоритель не перехлестывал другой), новые требования по мощности, в особенности для высоких потолков. Словом, все эти детали необходимо будет учитывать проектировщику, работающему над установкой системы ATMOS.

Заказчики таких проектов – это крупные прокатчики, такие, как, скажем, «Каро-Фильм», или частные инвесторы, которые строят огромный молл и планируют включить туда киноплекс. Собственно, иного и не дано.

Война форматов

Любого заказчика такого проекта при первом же общении проектировщик спросит про формат. Нужно понимать, что сегодня практически не существует унифицированного контента, доступного во всех форматах. Часть сводится в Dolby, часть в Barco Auro, еще часть – очень дорогостоящая – в IMAX. Соответственно, если дубляж сделан в одном формате, то фильм уже не будет доступен в другом. Сегодня вполне можно говорить о войне форматов за заказчика. Зрителю, скорее всего, все равно, он чувствует разницу только когда после обычного 3D кинотеатра смотрит что-то в IMAX. Хотя нужно понимать, что это весьма лимитированный по количеству фильмов формат, потому что производство таких кинолент в разы дороже, этот формат требует определенной конструкции зала, размеров экрана, технологии изготовления очков и т.п. Соответственно, звуковая система в этом формате также своя. На сегодня это самая зрелищная технология.

Задача любого кинотеатра – наполнить зрителя эмоциями и погрузить его в картинку. Таким образом, техника должна дополнять задумку режиссера. Хотя бывает, что хорошая режиссерская идея, реализованная через неправильное оборудование, мягко говоря, не работает. Один из классических примеров этого – плохая звукоизоляция залов мультиплекса. Представьте, что в одном из них идет боевик со рвущимися бомбами, ревом самолетов и т.п. А в соседнем – рыдают домохозяйки – как на экране, так и в зале. Эффект от происходящего может несколько нивелироваться при плохой звукоизоляции.

Без должным образом предоставленного контента нет киноиндустрии. Однако ее не может быть и без соответствующей инфраструктуры – зрителю нужно что-то делать до сеанса – есть, развлекаться, знакомиться с новинками и при этом тратить деньги. Сегодня уже невозможно просто зайти в кинотеатр, посмотреть кино и уйти…