Новости

Сшивка по рецепту Panasonic

СШИВКА ПО РЕЦЕПТУ PANASONIC


Начальник отдела
презентационного
оборудования компании
Panasonic Дмитрий Радченко

Мы постепенно привыкаем к тому, что уличные световые панно демонстрируют почти такое же четкое изображение, как домашний телевизор и уже не дробят картинку на отдельные яркие пятна размером почти с футбольный мяч. А какое великолепие можно увидеть на различных выставках и шоу, где демонстрируются возможности вогнутых панорамных или, напротив, выпуклых экранов! Не говоря уже о проекции на здания – архитектурном мэппинге. Каким бы ни был экран, очевидно одно: 3D-технологии прочно закрепились в области большой проекции высокого разрешения. И проекционная сшивка – это один из способов реализовать такой экран, причем начиная с определенных его размеров, пожалуй, единственный способ. Об особенностях проекционной сшивки мы решили побеседовать с начальником отдела презентационного оборудования компании Panasonic Дмитрием Радченко.

Какие существуют на сегодня технологии проекционной сшивки с их преимуществами и недостатками?

Начнем с недостатка, который является следствием прямой проекции как таковой. Это высокая чувствительность к внешней засветке поверхности проекции. Если говорить о фронтальной проекции, то на первый план выходят особенности матовой поверхности экрана, которая признана для сшивки наиболее оптимальной. Чтобы области перекрытия изображений от разных проекторов не были заметны для зрителя, коэффициент усиления проекционной поверхности не должен превышать единицу. А ведь чем ниже этот коэффициент, тем сильнее проявляется вредное воздействие внешней засветки: изображение теряет контрастность, становится блеклым и невыразительным. Проблему можно решить только «в лоб»: наращивая световой поток проекторов с тем, чтобы полезная освещенность экрана превышала паразитную засветку как минимум в пять раз (это значение получено опытным путем, расчетное же еще вдвое выше). Поэтому прежде, чем приступать к реализации конкретного проекта, необходимо убедиться в том, что мощность проекторов с учетом площади проекционной поверхности и уровня внешней засветки позволит соблюсти данное условие. В среднем освещенность экрана от проекторов должна составлять не менее 500-750 Люкс. Измеряется она люксометрами в реальных условиях, т.е. при всех работающих осветительных приборах, открытых шторах или, если речь идет об уличной инсталляции, в дневное время при солнечной погоде.

Существуют специальные экраны, например, производства DMP серии Supernova Infinity, которые позволяют осуществлять качественную сшивку в условиях интенсивной внешней засветки. Но, как и любые другие инновационные предложения, это стоит достаточно дорого.

В обратной проекции, при всех ее отличиях, описанное выше противоречие между яркостью картинки и заметностью перекрытий также сохраняется.

Теперь о преимуществах. Во-первых, это возможность построения действительно бесшовного изображения любых размеров с любым разрешением. В качестве примера приведу архитектурный маппинг в ледовом дворце «Айсберг»: размеры проекции 130 х 30 метров (почти 4000 квадратных метров) с высоким разрешением. Ни одна другая технология подобных решений представить не в состоянии. В случае с панелями и видеокубами мы бы имели швы, а светодиодные модули при таких масштабах вывели бы энергопотребления далеко за грань разумного.

Каким образом осуществляется сшивка?

Есть два способа: вручную и с помощью автоматизированных комплексов. Первый способ точнее, т.к. человеческий глаз обмануть сложнее, чем любой, самый точный, прибор. Однако ручная сшивка требует немалых затрат времени. Автоматизированные технологии предлагают различные компании, например AV Stumpfl (Австрия) или Panasonic (последняя разработка – ET CUK10). Эти технологии помогают упростить и ускорить процесс сшивки. Так, изображения от двух проекторов сшиваются всего за 70 секунд, причем как на плоской, так и на неровной поверхности.

Способ сшивки, предлагаемый компанией Panasonic, принципиально отличается от других тем, что используются здесь используются «собственные мозги» проекторов, а не мощности внешних процессоров или компьютеров. Аппаратный комплекс в данном случае сам ничего не сшивает и в сигнал не вмешивается, а лишь вырабатывает на основе измерений команды для необходимых настроек в самих проекторах. Камера высокого разрешения Nikon 5300 формирует изображение в реальном времени, а затем оно анализируется с помощью специального программного обеспечения, которое по окончании настройки выключается.

И такая сшивка доступна техническому специалисту конечного заказчика даже без участия системного интегратора? Или этим должны заниматься подготовленные специалисты со стороны поставщика?

Все зависит от уровня квалификации специалиста. Бывает, что и системные интеграторы обращаются к нам за помощью, а конечные пользователи обходятся своими силами. Если говорить в общем, все же вряд ли всегда можно обойтись без системного интегратора.

Где может применяться проекция с сшивкой?

В контрольных центрах, в системах Digital Signage (вспомним хотя бы входное лобби выставки Integrated Systems Europe, где из года в год на разных проекторах работает огромный, порядка 80 метров в длину, проекционный экран, на котором демонстрируется реклама), затем это выставки, различные шоу, театры и, конечно, архитектурный мэппинг, популярность которого постоянно растет.

Расскажите поподробнее, как это работает. И в чем принципиальное отличие от других способов сшивки?

Во-первых, все настройки касательно коррекции геометрии изображения и непосредственно прошивки сохраняются в самих проекторах, будучи привязаны к определенному входу, и при замене источника не меняются, если при этом не меняется разрешение и частота обновления полей. Но даже в этом случае настройки все равно хранятся в ячейке памяти и могут быть активированы для того формата сигнала, под который они установлены.

Во-вторых, в отличие от наших конкурентов, использующих обычные USB-камеры для исходных измерений, мы применяем камеру высокого разрешения, как я уже говорил, это Nikon 5300. Что сразу дает нам ощутимое преимущество в качестве конечного результата, то есть степени заметности перекрытий изображения, которые занимают порядка 10% от общей площади экрана. Наша технология позволяет на сегодня качественно сшивать уже не два и не три проектора, а реализовывать систему 4х4. Это означает 16 областей сшивки, причем в каждой может работать по три проектора, итого получается 48. Пока аналога такой системе нет. И это решение очень перспективно, в первую очередь, для архитектурного мэппинга.

А для тех же диспетчерских?

Пока что во многих странах, и в России в частности, в диспетчерских лидируют видеокубы и панели. Так сложилось в силу определенных традиций, а отчасти еще и потому, что у компании Panasonic до недавнего времени не было собственного специализированного процессора. Ведь осуществить сшивку – это только часть задачи, необходимо еще и распределить фрагменты изображения по отдельным частям экрана. Сейчас мы уже можем показать законченное решение без необходимости дополнять систему процессором сторонних производителей, что часто чревато проблемами совместимости. Проекционная сшивка наверняка теперь получит более широкое применение, тем более что вскоре Panasonic запустит новый лазерный проектор с ресурсом источника света порядка 50 000 часов. Это достаточно сильный аргумент.

Есть ли у кого-то еще похожие решения?

Насколько мне известно, если говорить о сшивке в самих проекторах, а не снаружи, скажем, в сервере, то аналогичный способ предлагает одна японская компания, но с возможностью сшивки всего четырех проекторов, к тому же далеко не самых мощных. Мы же говорим о проекторах со световым потоком от 8000 Люмен. А чем мощнее проекторы, тем меньше их нужно для решения конкретной задачи. К тому же, в технологии конкурентов, если это можно так назвать, задействована простенькая USB-камера, так что по уровню качества конечного результата наши предложения просто несопоставимы.

Насколько выигрышнее ваше решение в сравнении с традиционным, предполагающим осуществление сшивки на сервере?

Для его реализации нужно активировать процессор геометрии изображения ET-UK20 и поставить к нему плагин ET-CUK10. Получается порядка 75 тысяч рублей на каждый проектор. Плюс камера Nikon 5300, которая стоит еще 28000 рублей. Сервер, если брать Wings Platinum или Dataton Watchout, стоит примерно 2,5-3 Евро тысячи за канал. Или 5000 Евро за два проектора, или 225000 рублей против 2 х 65 = 130000 рублей. Это немногим дешевле, но дает дополнительные преимущества в том, что все настройки хранятся в проекторах. Соответственно, можно использовать любой источник, хотя бы DVD-плейер.

С какими проекторами будет работать ваша система сшивки?

Это топовые модели DLP-проекторов Panasonic: одноматричные PT-RZ670E, PT-DZ870E, а также трехматричные PT-DS12KE, PT-DZ13KE, PT-DS20KE, PT-DZ21KE. Итого набирается шесть моделей, с которыми работает данная функция.

А с моделями других брендов?

Нет, и, более того, даже с проекторами Panasonic, не входящими в приведенный список, она не совместима. В этом, пожалуй, ее ограничение по сравнению с серверным решением – там для сшивки пригодны любые проекторы. Но если там имеет место универсальность в отношении прокторов, то в нашем случае, как я уже говорил, источников.

О чем еще стоило бы рассказать?

Я начал говорить о проекционной сшивке на семинарах AV-Focus начиная с 2009 года, и только теперь она начинает получать распространение в перманентных инсталляциях (хотя арендные компании используют ее уже давно). Думаю, что нас еще ждет расцвет данной технологии, которая сейчас все еще находится в стадии становления. Зачастую связано это с переоценкой клиентами возможностей активно рекламируемой современной техники: многие думают, что стоит купить проектор 8К, и в результате они получат большой экран высокого разрешения. Это, увы, не так. Устройства, которые заявлены как 4К и более, пока что громоздки, у них не очень хорошие показатели по энергоэффективности и стоимости владения. В большинстве случаев внятного решения, помимо сшивки, просто не существует. Хотя, возможно, рекламная истерия по поводу 4К-8К сыграет и положительную роль, просто вызвав повышенный интерес к большим экранам высокого разрешения, а когда дело дойдет до реализации таких проектов, на сцену выйдем мы.