По заверениям разработчиков, не слишком дорогая система выводит на лобовое стекло не только навигационную информацию, но и данные со смартфона, позволяя безопасно взаимодействовать с телефоном во время движения. Удастся ли новинке сократить жертвы от невнимательных водителей? Хорошо известно, что дорожное движение в современном мире убивает в год далеко за миллион человек, то есть намного больше, чем человечество теряет от войн и умышленных убийств всех типов. Также не секрет, что 90% погибших в этой войне на дорогах — жертвы невнимательности водителей, к традиционным источникам которой в последнее десятилетие добавилась и всепоглощающая смартфонная и планшетная зависимость. Телефонные звонки и СМС, на которые отвечают во время движения, — это полбеды, но когда к ним добавляется просмотр видео и даже игры, говорить о сосредоточенности водителя на дороге становится довольно сложно. На первый взгляд, новая проблема перегрузки водителей сторонней информацией на деле довольно стара и не раз возникала в других видах транспорта, где вполне успешно решалась. Классическим примером стоит назвать боевые самолеты, где обилие сторонней информации (радар, системы ночного видения), с одной стороны, нельзя игнорировать, с другой — такой информации слишком много, чтобы размешать ее на отдельных приборах «со стрелками». Ни один летчик не сможет успешно работать, если будет постоянно переводить взгляд с показаний более чем десятка жизненно важных систем на окружающую его воздушную обстановку и обратно. Кроме того, смотреть сначала на показания ярких приборов, а затем на ночное небо вообще сложно: еще в 1942 г. британские конструкторы выяснили, что после радарного экрана пилот как минимум полминуты не может приспособиться к окружающему освещению и в ночное время практически слепнет. Выходом стал вынос (с помощью минипроектора) индикаторов на лобовое стекло остекления кабины боевых самолетов, где все ключевые параметры отражались в одной месте, одновременно позволяя пилоту видеть сквозь ту часть стекла, куда проецируются все эти данные. Отметим, что первые рабочие образцы такой технологии появились в мире боевой авиации к конце 1950-х (Blackburn Buccaneer). Вот только автопроизводители традиционно не спешили внедрять чужую новинку в наземные средства передвижения: повторилась история с ремнями безопасности, которые стали нормой в авиации во Вторую мировую, а на авто — только в 1970-х. В последние годы целый ряд компаний попытались внедрить на свои машины проекционные дисплеи. Увы, пока их функциональность весьма невелика (отражают карту и скорость), а стоимость такой опции, как правило, выше $1 000. По данным IHS Inc., в 2014 г. только 348 тыс. авто из проданных на американском рынке оснащены подобными устройствами (в 2013 г. их было 237 тыс. из общего числа в 15,6 млн). Создатели американского стартапа Navdy задумались: если потребители готовы платить и уже платят сотни миллионов долларов, то почему бы не выйти на этот рынок с недорогим предложением, которое ближе к военным проекционным дисплеям, чем к их суррогатам, продаваемым крупными автопроизводителями? Их система, также носящая имя Navdy, крепится на приборной панели и проецирует на нижнюю часть лобового стекла (диагональю в 5,1 дюйма) данные о скорости транспортного средства, и, в случае наличия у него бортового компьютера, количество остающегося топлива и расстояние, которое можно на нем проехать. По утверждениям компании, Navdy устанавливается на практически любую машину, однако обладателям раритетов без бортового компьютера из информации о движении останутся только показания смартфонов, с которым проектор общается по Bluеtooth. Правда, современные смартфоны даже нижних ценовых категорий все чаще оснащены модулем GPS-навигации, да и доступа к сервисам вроде Google Maps/”Яндекс-карты” никто не отменял, поэтому без навигационной информации данных о скорости водитель вряд ли останется. Кстати, в отличие от подавляющего большинства навигаторов и проекционных дисплеев той же BMW, эта система рисует на навигационной картинке поворот не схематически, а с реальной степенью кривизны, что позволяет водителю подходить к крутому повороту подготовленным, в том числе смысле снижения скорости. Но главное в Navdy — не проекционная версия навигатора с улучшенной цветной картинкой. Ключевое здесь то, что дисплей переносит на лобовое стекло не только карту, но и уведомления смартфона, как от интернет-сервисов, так и от СМС и ММС. По мысли разработчиков, раз водитель при этом смотрит на лобовое стекло, его взгляд не отвлекается от дороги даже при чтении сообщения или телефонном звонке. Система управления Navdy двухканальная. Первый канал — жестовое управление от инфракрасного сенсора (поднятый большой палец позволяет принять входящий звонок и т.д.). Второй канал управления голосовой: прибор полностью интегрируется с программами распознавания голосовых команд для смартфонов на Android и iOS, поэтому при желании команды на принятие звонка или активацию тех или иных приложений можно подавать голосом. Начав недавно принимать предзаказы на свое устройство, стартап установил его цену в $299, правда после истечения льготного периода в несколько месяцев ее поднимут до $499 за штуку. Но даже эта цифра более чем в два раза ниже, чем у существующих систем такого рода, предлагаемых традиционными автопроизводителями. Более того, ни одна из них не в состоянии предложить такого набора визуализируемой на лобовом стекле информации или такой степени интеграции со смартфоном или планшетом. Сторонние проекционные дисплеи не от автопроизводителя сейчас выпускает и Garmin, но при стоимости в $180 возможности этого черно-белого дисплея пока ограничены навигацией, что не решает проблему "смартфонного отвлечения". В то же время следует отметить, что целый ряд экспертов пока осторожны в оценках новинки. Да, эпоха "нащупывания" смартфонов водителями с неизбежным отрывом взгляда от дороги может подойти к концу с приходом на массовый рынок подобных устройств. Но если водитель почувствует, что смартфон более не отвлекает его от дороги, он будет довольно интенсивно его использовать, сидя за рулем – что вряд ли поможет ему сосредоточиться на вождении. То есть "лекарство" спровоцирует новый виток "болезни". Есть и другая опасность: пока система работает лишь с ограниченным набором смартфонных приложений (навигация, управление музыкой, голосовые команды), однако несомненно, что при росте популярности таких устройств появятся сторонние разработчики софта для них, тем более что глава стартап Даг Симпсон (Doug Simpson) уже заявил об их будущем свободном допуске в экосистему Navdy. И вот они-то смогут встроить в систему возможность работы с любым приложением смартфона, что в теории может привести к «зависанию» водителя хоть в Angry Birds – и тогда лекарство от "смартфонного отвлечения" может оказаться хуже самой болезни. Брайан Реймер (Bryan Reimer), исследователь из MIT, разрабатывающий проекционные дисплеи чисто навигационного типа, отмечает, что хотя сам подход к выводу информации на лобовое стекло чрезвычайно продуктивен, вариант, предлагаемый Navdy, может закончиться переносом абсолютно всех функций смартфона на проекционный экран, включая такие виды деятельности, которые за рулем, мягко говоря, небезопасны. "Нужно спросить себя: действительно ли мы нуждаемся в лучшем способе рассылать твиты из машины?" – вопрошает ученый. Отметим, что на данный момент список приложений, которые выводит на экран такое проекционное устройство, выглядит сравнительно безопасно: программы по управлению музыкой и картами уже используются в современных магнитолах и навигаторах, при этом не попадаются на прозрачное лобовое стекло. А вот превратится ли система в проектор для смартфона, еще эффективнее отвлекающий от дороги при помощи масштабирования экрана смартфона до размеров ноутбучного, — это лишь вопрос осторожной софтверной политики разработчиков стартапа. В любом случае сама компания, основанная в 2013 г., с высокой вероятностью успешно запустит свой продукт в обещанные сроки, и уже с начала 2015 г. устройство начнет бороться за место под солнцем с более дорогими и менее функциональными проекционными дисплеями BMW и других грандов. Косвенным результатом этого почти наверняка будет рост функционала и снижение цен на проекционные дисплеи от автопроизводителей. И в перспективе это сыграет на руку всем покупателям авто — как по ту, так и по эту сторону океана. |
||
Источник: http://i.rbc.ru |
- +38 (056) 767-21-73
- +38 (056) 767-21-73
- +38 (095) 342-04-42
- +38 (095) 342-04-42
- Напишите нам
- Обратный звонок
Мы не просто продаем технику, мы делаем так, чтобы она работала на Вас!